Евгения Изварина (evizvarina) wrote,
Евгения Изварина
evizvarina

Очень жалко!

296.22 КБ
Фото Сергея Новикова

«Их еще много будет поздней осенью и зимой. Только в этих ночах не будет красок начала осени, этих ярких мужественных бархатцев, борющихся с сумерками и дождем… Чего-то или кого-то тоже не будет… Время течет и, как река, что-то приносит, а что-то уносит. Молча и бесстрастно. Надо принять это за данность, как часть нашего существования, как эти сумерки, как этот дождь, как эти бархатцы и эту надвигающуюся ночь».
(Б. Литвинов. «Времена года» )

Сегодня утром не стало Бориса Васильевича Литвинова. В биографических материалах (как например здесь: http://www.uran.ru/sobitia/presid/ldf_2003/laureatlitvinov2003.htm ) о нем говорится как о «выдающемся специалисте в области атомной науки и техники, исследований физики взрыва и высоких плотностей энергии, одном из создателей ядерных зарядов и ядерных взрывных устройств». Но по сути своей меньше всего он был «секретным физиком», «генералом от науки» и т.д., и т.п. У нас в редакции газеты «Наука Урала» иначе, чем «Дедушка Литвинов» его и не называл никто: это был человек не просто умный, образованный, много познавший и повидавший. Гораздо важнее здесь сказать, что он был добрым, глубоко порядочным, человеком большой культуры, и вместе с тем яркой индивидуальности, интереснейшим собеседником… Неудивительно, что и в преклонные годы, оставаясь действующей фигурой в науке и общественной жизни, он написал немало лирически-философских эссе, издал замечательную книгу «Времена года», продолжив в ней литературную линию, например, М.М. Пришвина, где органично единство Времени, Мироздания, Природы и человека: «Говорят, что колокола, висящие рядом, начинают гудеть в унисон тому, в который звонят. Если мертвый металл отзывается на родственный голос, то как колокол души человеческой не откликнется на говор, гул или даже шепот другой души? Откликнется непременно, да еще как порой!..»
Ниже – моя рецензия на эту книгу

Литвинов Б.В. Времена года. — Екатеринбург: Изд-во «Академкнига», 2003. — 240 с. — Тираж 400 экз.

«Все в мире связано между собой незримыми и не всегда понимаемыми нами узами. Надо только хотеть и уметь видеть». Эта фраза представляется мне ключевой для понимания как замысла так и будущей судьбы этой книги. Это не мемуары и не дневники в строгом смысле слова. Скорее — художественная проза, опирающаяся на законы лирической поэзии, где главенствует не развитие сюжета, а движение души: цепочка мини-эссе, рассказов и миниатюр, если чему и посвященных, то именно простому и вечному: смене времен года как самой простой и самой убедительной метафоре человеческой жизни.
Удивительно, что толчком для создания этой мудрой и светлой книги послужило печальное событие — в преддверии весны 1989 года автор пережил смерть своей тети и тяжелую болезнь матери. Но бывает так, что большое горе вдруг открывает человеку глаза на ранее посторонние ему вещи и принципы существования. «Всегда от нерадостных мыслей, — пишет Б.В. Литвинов, — отвлекала и отвлекает разворачивающаяся феерия Природы, особенно во дни ее весеннего пробуждения и, наверное, именно тогда, глядя на это каждодневное чудо весны, я решил, если не каждый день, то хотя бы изредка описывать запомнившиеся события редких дней, связанные с природой, с ее изменениями в разные времена года. Я не знал тогда, удастся ли издать эти заметки-этюды. Я не знаю, достойны ли они внимания других и помогут ли они кому-нибудь задуматься над великим чудом жизни и смерти, о том, что преходяще и временно, а что вечно, независимо от нас и пребывает с нами и вне нас». Возможно, именно поэтому в книге так парадоксально и так легко сочетаются грусть и нежность, скептицизм и жизнелюбие, лиризм и острая наблюдательность. Описания вроде бы неброского, всем привычного уральского пейзажа не воспроизводят сусальную «красивость», а приоткрывают глубинную гармонию всеобщего жизненного закона, которого нам не обойти и не изменить.
Но кроме этого предопределенного единства есть ежечасное, ежедневное ощущение созвучия и соразмерности персонажа и пейзажа, души и погоды — тонкая эмоциональная связь, которую автор воспринимает как вполне земное, объяснимое, но все-таки — чудо: «Остановился, загляделся на этот невзрачный листок, покрытый блестками воды, а оглянувшись вокруг, поразился свету, струящемуся от желтой мокрой листвы, почувствовал аромат осеннего леса и свою общность со всем этим чудом жизни. Все это так мимолетно и неуловимо».
«Шум времени», гул, даже оглушающий набат времени (вспомним, что перед нами — «времена» бурного для нашей страны 1989 года) уступает здесь место голосу времени: столь же требовательному по отношению к человеку, но услышанному в конкретный момент, при взгляде из реального окна — в столь осязаемую ночь: «Их еще много будет поздней осенью и зимой. Только в этих ночах не будет красок начала осени, этих ярких мужественных бархатцев, борющихся с сумерками и дождем… Чего-то или кого-то тоже не будет… Время течет и, как река, что-то приносит, а что-то уносит. Молча и бесстрастно. Надо принять это за данность, как часть нашего существования, как эти сумерки, как этот дождь, как эти бархатцы и эту надвигающуюся ночь».
В книге много лаконичных, но выразительных описаний — иногда очень музыкальных, напоминающих стихотворения в прозе. Много размышлений, идущих, скорее, от «умного сердца», проникнутых любовью к близким, к родным местам и природе. Всякий раз подтверждающих неделимость и взаимообусловленность всего, что нас окружает, и что составляет нас самих: жизни духовной и физической, частной и общественной, прошлой, настоящей и будущей. Но поэтика здесь выше дидактики, поэтому сама по себе книга — просто приятное чтение, как это и должно быть: свобода и доброжелательность диалога с читателем, непринужденный тон и внимательный взгляд автора, умение увидеть, услышать — и передать в слове.
«Говорят, что колокола, висящие рядом, начинают гудеть в унисон тому, в который звонят. Если мертвый металл отзывается на родственный голос, то как колокол души человеческой не откликнется на говор, гул или даже шепот другой души? Откликнется непременно, да еще как порой!..» Думается, точно также и книга академика, генерального конструктора РФЯЦ ВНИИТФ Б.В. Литвинова, прекрасно проиллюстрированная членом-корреспондентом РАН, также физиком, В.Е. Щербининым, — будет понята и принята читателем. Ведь на самом-то деле времена года — это берега нашей жизни…

Е. Изварина
Tags: любимые люди, мои рецензии, физики, чужие фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments