Евгения Изварина (evizvarina) wrote,
Евгения Изварина
evizvarina

Category:

Окно в Волыны

Оригинал взят у seaseas в Окно в Волыны


10 июля в галерее "Антонов" открылся новый выставочный проект "Волынское лето".
Он посвящен месту, в котором жили и творили известнейшие уральские художники...





Сначала давайте почитаем про то, что же такое Волыны:



Вот здесь - из первых рук:



А написано тут вот что:

"«Волынское лето» Геннадия Мосина, Миши Брусиловского, Германа Метелёва, Зои Малининой, Анатолия Калашникова, Андрея Антонова, Виталия Воловича, Светланы Тарасовой, Ивана Мосина, Анны Метелёвой, Кирилла Бородина, Александры Калашниковой, Виктора, Анны и Антона Реутовых, Авроры Сосновской… И это не все участники выставки, так или иначе связанные с Волынами! Одновременно грустная и радостная история… И очень красивая!!!

Почти пятьдесят лет назад одни из самых знаменитых художников Свердловска-Екатеринбурга обосновались в деревне Волыны. «Деревня Волыны расположена в долине реки Утки, на пологих холмах, поросшим густым лесом. Вся деревня состоит из одной улицы, которая вытянулась между железнодорожной насыпью и рекой. Лишь несколько домов тяжело поднялись на гору за железнодорожным мостом... Раньше на этих землях жили вогулы, платившие русским ясак мягкой "рухлядью"- белкой, соболем... Первое упоминание в документах об освоении этих земель русскими относится к 1651 году, когда была основана Чусовская Уткинская слобода. Постепенно слобода обрастала деревнями. Кажется, самая старая из них, Курьи, образовалась в 1680 году. Крестьяне этих деревень занимались заводскими вспомогательными работами, ставили плотину, заготовляли древесный уголь... Деревня Волыны, которая, кстати, вплоть до революции называлась Волынкино возникла, вероятно, одновременно со старым Уткинским заводом, основанном Демидовым в 1729 году. Во всяком случае, здесь находили монеты времён Анны Иоанновны, чеканенные в 1730 году». ( Виталий Волович. Записки художника).

"Волыны" (Алексей Иванов)!
Художники Мосин и Метелёв и деревня Волыны.
Художники Советского Союза знали, что в Свердловске сложилась мощная «группировка» мастеров. Не в смысле школы, хотя живописцы и графики в своих работах взаимно обыгрывали мотивы друг друга, а в смысле товарищества по судьбе. Ёмким воплощением этого товарищества стала деревенька Волыны.
Она находится в сотне километров от Свердловска-Екатеринбурга, неподалёку от посёлка Староуткинск и реки Чусовой. Деревня как деревня. Полсотни домишек с огородами и крепко выпивающие чудики: местные мужики мрачно шутили, что водка положила здесь больше народу, чем война с фашистами.
В 1972 году художник Геннадий Мосин купил в Волынах небольшую усадьбу. Цель покупки была самая прозаичная: советской торговле доверия нет, пускай картошка-моркошка-укроп-чеснок всегда будут свои.
Мосину было 42 года. Коренной уралец, он отучился в престижном институте имени Репина. В 1959 году дебютировал картиной «Похороны жертв революции». Начальству она понравилась. Мосин получил лучшую мастерскую Свердловска и, очарованный благополучием, заговорил о приближении «нового Ренессанса».
Но от соцреализма Мосин ушёл в «суровый стиль», а потом и ещё дальше – в некий экспрессионизм, лобовой, как плакат, но яростно-сдержанный. В 1964 году Мосин выставил страшное полотно «Политические. 1905 год». Потом вместе с художником Мишей Брусиловским написал картину «1918-й». Начальство ошалело от небывалой трактовки образов Ленина и его соратников. Расхождений с каноном по идеологии, разумеется, не было, но по стилю… Так не положено изображать вождей!.. А два сумасшедших живописца уже несли холст «Красные командиры времён Гражданской войны на Урале». «Как повешенные!» – ахнули начальники про «Красных командиров». И Мосина с Брусиловским просто задвинули. Работы сослали в дальние музеи, а художников перестали замечать в упор.
От гражданского пафоса Геннадий Мосин потихоньку сместился к народному эпосу. Он воспринимал мир мощно и цельно и на полотнах туго вколачивал цвет в объёмы, будто набивал мешки цементом, пока формы не начинали переливаться оттенками, словно от усилия покрывались испариной. Работы Мосина, лаконичные по колориту и обобщённо-условные, получались какими-то титаническими. Они отзвучивали долгим глубинным эхом, как неуспокоенный колокол после набата.
Загородная жизнь семейства Геннадия Мосина в деревне Волыны увлекла и других художников: малина, рыбалка, баня и дружеская выпивка. Художники принялись покупать домики с огородами рядом с Мосиными. В конце концов в Волынах оказалось около 30 художников. Волыны превратились в бренд.
Это была не коммуна, потому что никто здесь не обобществлял имущество. Но и не длительный пленэр, не пастораль, потому что тут приходилось трудиться: копать огород, носить воду, колоть дрова. И элитным дачным посёлком вроде Переделкина Волыны тоже не были: власть не дарила их художникам с барского плеча. Это была просто деревня Волыны. Типа убежище. Реакция на окружающую действительность, когда все уверены, что в ней уже ничего никогда не изменится.
Художники создали себе оазис нормального мира. Жили по-человечески, ходили в гости и на этюды, спорили обо всём, рисовали друг друга с жёнами и детьми, рисовали окрестные леса и мохнатые травяные поляны, кряжистые скалы на Чусовой и местного кота Матвея.
Геннадий Мосин умер в 1982 году, а Волыны продолжались. Главным жителем Волын стал художник Герман Метелёв.
Он был на восемь лет младше Мосина, тоже коренной уралец и выпускник института Репина. Красивый бородатый мужик с шапкой курчавых волос, он был одарён щедро и разнообразно – не зря кержацки строгий Мосин предчувствовал Ренессанс. Успешный и признанный Метелёв иллюстрировал книги, набирал панно и мозаики, а в Волынах выкладывал друзьям печи и ковал подсвечники. Однако своим призванием Метелёв считал живопись. Он широко закидывал пространство холста лёгкими лоскутьями радостного цвета, а потом игривыми штриховыми мазками выявлял фигуры – или же вдруг словно вытягивал из глубины телесно-мощные пластические формы. Он изображал и Дантов ад, и литейный цех.
Волыны, деревня художников, пережила лихие времена и помогла пережить их своим обитателям. Эта деревенька не превратилась в мемориал самой себе, не закостенела памятником идеалам ушедшей эпохи, а потому жива и поныне. Трубы её дымят, собаки лают, петухи кукарекают, цветёт картофан, о вечной любви поют на заборах свирепые правнуки кота Матвея, и дно речки словно блестит дивной мозаикой из цветных камешков. А художник Герман Метелёв умер в 2006 году и спит за околицей Волын.

Многие художники ушли из жизни (Зоя Малинина тоже похоронена в Волынах), но остались их запечатлённые в живописи, графике и самых разных объектах, чувства!
"Волынское лето" представлено работами Геннадия Мосина и Авроры Сосновской, самыми первыми поселенцами, Германа Метелева и Зои Малининой, удивительной творческой пары (кстати, Зоя, самая первая стала выращивать потрясающей красоты цветы, что было редкостью в то время). Анатолий Калашников, как известно, художник огромного масштаба и работоспособности, с середины 70-х годов каждое лето по два месяца писал ежедневно и на холстах, и на дереве, и на камнях. Всей деревней ходили любоваться его шедеврами, и он щедро всех одаривал... Светлана Тарасова, пожалуй, главный "описатель" Волынской натуры во все времена года. Приезжал на этюды и Виталий Волович! "Сегодня красил с 10 утра до 10 вечера. Пока я писал этюд, соловей рядом выщёлкивал и высвистывал... Кукушка нагадала мне ещё двадцать лет жизни..." Миша Брусиловский в Волынах только гостил и за все время написал только две картины посвящённые Волынам, но зато какие... А вот, Таня Брусиловская, живёт в Волынах подолгу и принимает гостей, кого только не было в нашей деревне! Были все!

«Дом Тани Брусиловской стоит на въезде в деревню, сразу же за мостом, в самом её центре». Неподалёку, дом Андрея Антонова и Спартака Киприна, Петра Цаплина и самый ближний дом Анатолия Калашникова. " Время от времени проходит по насыпи Толя Золотухин или Витя Реутов с удочками, или возвращается Андрей Антонов с сумкой, набитой лещами..."Абсолютно все художники работали (по профессии), вместе с ними дети и внуки.
Рисовали, писали, мастерили... На выставке представлены работы Анны Метелевой, Ивана Мосина, Анны и Антона Реутовых... Конечно, не удалось собрать работы всех художников, да и невозможно представить весь объём созданных работ на одной выставке. Два года назад мы показывали "Волынское лето" Андрея Антонова... Возможно, не за горами "Волынское лето"-3. К тому, же к "волынским" художникам уже присоединился Кирилл Бородин, побывавший на этюдах этим летом в знаменитой деревне Волыны! И это только начало! Продолжение следует!!!"

На открытие выставки пришло много художников, друзей художников и поклонников их таланта.





Все они получили на память открытку с репродукцией какой-то картины:



Выставка, как это всегда бывает в "Антонове", располагалась в нескольких зонах:





А развеска картин в "Антонове" - сама по себе произведение искусства:



Звуки флейты очень подходили к общей атмосфере вечера:



Окно тоже из Волын, настоящее.



И, конечно, оно превратилось в фотозону:







Хотя, здесь любой уголок настолько красив, что можно фотографироваться везде:







Спонсор угощал зрителей шампанским:





Вот так все и было:



Уютно, романтично и душевно:





Приход Мэтра:



Неожиданные встречи:





Автор экспозиции Таня Колпакова созывает гостей для того, чтобы открыть выставку, тоже подлинным деревенским предметом:







Новый гость, сосед по Волынам, именно оттуда привез этот прелестный букет:



В этом углу уже целый сад:



А общение гостей продолжается:







Есть на что посмотреть, есть что вспомнить, есть что обсудить...








Tags: Екатеринбург, выставки, художники, чужие фотографии
Subscribe

  • (no subject)

    * * * присниться в ответ исчезнуть в разгар целительный бред презрительный дар вчера – никому а нынче вдвойне одно к одному волна по волне любви…

  • (no subject)

    * * * вряд ли потрогать тень цеппелина чтоб не по локоть лунная глина беглая лепка окон плацкарта шлюпка и щепка пинта и кварта прочерк и раса…

  • экспромтом

    * не умножать печали постановил партком но снизу постучали отбойным молотком из переписки…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments