«Сквозь тишину: Антология глухих поэтов России»
М.: 2015.
Книга издана на отличной бумаге, приятно в руки взять! Вышла на средства Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество глухих», составитель — Ярослав Пичугин, в стихах которого есть много проникновенных строк, словно возникших из самой природы. Для неслышащих россиян — особенно для литераторов — издание наверняка представляет большой интерес. А для остальных? Глухие ли поэты, слепые, — что это дает поэзии? Лично мне? Невольно вспомнился случай, о котором рассказал мне однажды певец Анатолий Шамардин, речь шла об оркестре Алексея Горбатых, работавшего в Москонцерте в 60-70-е годы. Как-то Всероссийское общество слепых решило устроить у себя праздник для своих членов, незрячих рабочих, и руководство Общества обратилось к руководству Москонцерта: не пришлете ли музыкантов, чтобы они выступили с шефскими концертами? «Мы можем предложить вам оркестр Горбатых, — откликнулось руководство Москонцерта». Руководство Общества слепых решительно запротестовало: «Ну уж нет! Зачем Обществу слепых оркестр горбатых? Мало нам слепых, не хватало еще и горбатых…»
Но смех смехом, а ведь собрание авторов, объединенных по «инвалидному» признаку, вызывает схожую реакцию. И книга, конечно, эту реакцию оправдывает: в ней много откровенно слабых стихов; впрочем, есть и неплохо, с чувством написанные. В основном, авторы пребывают строго в рамках классической традиции; здесь и пейзажная лирика, и нехитрые размышления о жизни, иронические, шутливые стихи, встречаются краткостишия в «японском» духе. За редким исключением — ничего выдающегося… Но что для меня в этой книге — на фоне стихов скромного уровня — ценно? Проникновение в мир неслышащих, в их переживания своей глухоты! Андрей Андрейкин воспринимает ее как трагедию:
Крест глухоты… Труднее жить,
Тепла искать и не остыть
На жизни празднике чужом,
Где каждый взгляд — удар ножом.
В холодном мире шумной тишины,
Где люди-рыбы раскрывают рты,
Но вместо звуков — слуха миражи.
Слова так часто смысла лишены!..
О, мир, твои мне милые черты
Искажены…
Вот и думаешь о глухоте как о безутешном горе. Однако глухая Татьяна Нужина смотрит на жизнь совершенно иначе:
У мира тишины свои проблемы.
Вам кажется, что все для нас молчит?
Неправда! Ведь картины тоже немы,
Но холст живет и чувствами кричит. <…>
И в тихом мире молнии сверкают,
В нем песнь любви и нежности звучит.
Мы знаем все, что слышащие знают,
И сердце так же слышимо стучит.
И вторит ей Елена Шипилина:
Нужен ли слух —
радость увидеть?
Мои глаза все
слышат!
Нужен ли стих —
радость услышать?
Мои уши все
видят!
Но теперь о более важном — собственно о поэзии.
Выше я сказал: «за редким исключением — ничего выдающегося». Исключения имеются. Помимо отдельных пичугинских строк, есть в книге два интересных имени. Прежде всего — мелодичный Сергей Шпильман; я сначала удивился: как он слышит «несказанно-волшебные звуки», почему у него листья «обреченно и сухо шуршат», почему «скулит бездомный ветер у дверей»; а потом в сведениях об авторах прочел, что Штильман — не глухой, а слабослышащий. Вот одно из его стихотворений, тихое, как вся антология:
Подумать, помолчать, пока все в мире спят.
В комок свернулся мир — нахохленная птица,
И длится за окном неспешный снегопад,
Который никогда уже не прекратится.
Подумать, помолчать, пока растет трава
И миром правят сны, что властны надо всеми,
Покуда в тишине рождаются слова,
Внезапные, как дождь, бесплотные, как время.
И другой автор — Игорь Габибов; вот вроде и безыскуснейшее стихотворение, но как психологически точно сказано о любви!
Мне приходилось не однажды
По улице твоей бродить.
Как пересохшему от жажды,
Твой воздух ненасытно пить.
Когда я шел на шумный рынок,
Незримо ты шагала вслед
И оставляла от ботинок.
моих, твоих — единый след.
Остальное у Габибова — наивно по стилю и как бы написано «по случаю». Но достаточно мне и этого улова.
отсюда
http://magazines.russ.ru/ra/2017/3/knizhnaya-polka-emilya-sokolskogo.html