Евгения Изварина (evizvarina) wrote,
Евгения Изварина
evizvarina

Осенний вепсский лес

Оригинал взят у un_ricciotto в Осенний вепсский лес
И снова вепсский лес. Только теперь осенью. Ни одного комара – счастье! Но в этом году нет клюквы – были летние заморозки. Всё уравновешивается) Если бы я не поехал сюда, мучился бы всю зиму – нужно было доснять несколько сюжетов для проекта, который скоро, наконец, покажу в полной мере. А может это всё отговорки, просто место такое притягательное – тихое, но в этот раз не такое уж и безлюдное. В эту поездку на моём пути ни раз попадались дружелюбные рыбаки, а в одной из деревень меня пустили на ночь в избу, накормили ужином и дали отогреться в бане.

Но всё по порядку. Путь начинаю из Тихвина. Про дорогу не буду рассказывать – это 1,5 дня «заезда» - более 100 км по асфальту и гравийке.

В вепсский лес заезжаю со стороны Лукино. В Лукино главная достопримечательность – каскады. Довольно необычно встретить в равнинной Ленинградской области такие вот практически горные ручьи. Да и вся вепсская возвышенность необычная – образовалось она в результате схода сели в ледниковый период – отсюда столько камней, озёр и перепады высот.

4. Немного технической информации о каскадах – интересно было узнать.

Сразу за деревней начинается резкий подъём – на 100 метров вверх на возвышенность. Дорогу я ожидал посуше, чем в мае-июне, а оказалось всё ещё хуже – воды ещё больше, но хороших дорог в вепсском лесу не бывает.

На пути кладбище – всегда притягивает моё внимание – по кладбищу можно определить насколько большой была деревня, когда примерно она была заброшена и какие семьи проживали. Если кладбище, значит скоро будет и деревня.

Моя первая цель – деревня Сяргозеро на берегу одноименного озера. Формально она не является заброшенной – здесь всё ещё живет один житель – дядя Женя. Причём круглый год. Он явно удивился, увидев меня. Позвал даже переночевать у него, но я отказался, мне нужно погрузиться в атмосферу и вечером съёмка – поэтому я поставил палатку у заброшенного дома на берегу озера. В доме осталось ещё много артефактов прошлого. Лежит даже гармонь – занимает будто центральное место в доме.

На следующий день был самый тяжёлый участок пути. Дорога разбита – сплошные лужи и грязь – здесь только электрики и ездят – приходится иногда чинить линию электропередач, которая идёт от Лукино в Корвалу. К тому же воды в озерах явно больше, чем должно быть – местами запруды, хотя видно, что в сухое время здесь можно проехать, а сейчас дорога уходит прямо в воду. Приходится искать объезд и продираться сквозь бурелом.

15. Дорога в никуда

Приехал в Корвалу мокрый и уставший, а тут ещё и ветер откуда-то взялся. Солнце подмигнуло разок и пропало.

Видимо я выглядел не очень-то, первый и единственный встретившийся на пути житель деревни позвал меня на чай в дом, а затем - остаться у них с женой переночевать. Погреться у печки – что может быть лучше?! Разве только погреться в бане – и то, и то мне удалось в тот вечер. Хозяин дома - Иван Иваныч оказался коренным вепсом и понарассказывал мне историй о рыбалке и рыбаках, зимней жизни в деревне и о самих вепсах. В Корвале около 10 домов населены круглый год, потому что дорога нормальная – иногда даже проехать можно и зимой на машине, да и снегоходы у многих есть.

У печки тепло, но на следующее утро надо не лениться и двигаться дальше. А утро встретило меня первым снегом. Сбегал посмотреть местную церковь – она неприметно стоит в рощице – заросла, обвалилась.

Еду в деревню Чидово. Снег сделал лес загадочным и волшебным. И снова кладбище на моём пути. Необычные встречи на моём пути – одинокий ЗИЛ в луже.

А вот и деревня Чидово. Один дом более-менее целый – видимо сюда заходят рыбаки. Вообще здесь только рыбаки и ходят, дороги только из-за них ещё не заросли.

Выхожу в деревню Рябов Конец – здесь я уже был в июне. Но всё сильно изменилось – воды прибавилось, речку Геную просто так не перейти – воды почти по пояс. Да-да вы не ослышались – река так и называется. Откуда пошло такое название, я так и не смог понять.

Встретил рыбаков – здесь стоит вагончик для ночевки и небольшой шалаш, я решил поставить палатку около шалаша – все-таки в шалаше не очень-то чисто и мыши иногда ползают. Около шалаша столик и висят сети рыбаков.

Кстати по пути насобирал последних лисичек - уже пожухлые, но все равно - жареные с луком - что может быть вкуснее!

На следующий день я через деревню Нойдала двинулся в сторону деревни Нюрговичи. В Нойдале я ночевал в июне. Про эту деревню ходит много таинственных историй. Но поражает скорее то, как быстро огромное село может уйти в небытие. Ведь ещё в послевоенное время здесь проживало почти 200 человек, а теперь ни одного целого дома не осталось.
А на моём пути 2 брода. Куча пакетов на ноги и вперёд. Но все равно ноги постоянно мокрые. Не в реку, так в болото провалишься. После второго брода встретил рыбаков. Они напоили меня чаем. Оказывается, только приехали на закрытие сезона. После чая они отправились ставить сетки, а я дальше к деревне Нюрговичи.

Наконец приятная дорога – идёт по сосновому лесу, заросшему мхом. Точнее тысячью видами мха – осенью он поистине царь леса.

42-43

В Нюрговичах пара домов вполне жилая на вид. Но видимо только летом. Сегодня – ни души. Дорога сюда ужасная, но зато можно приплыть на лодке из соседней деревни – Корбеничи. Я поставил палатку около самого целого дома и как раз стал накрапывать дождик. Вспоминаю, как приехал сюда 2 года назад в солнечный летний вечер, повсюду иван-чай. Именно тогда я и решил, что вернусь сюда обязательно. Но та ночь была почти бессонная – боялся ночевать вдали от людей, а теперь никакого страха, даже какая-то умиротворенность.

По дороге назад я удивлялся, почему осенью небо всегда такое бесконечное и почему вепсский лес такой притягательный, даже осенью.

Мой трек:

Tags: виды России, пейзажи, чужие фотографии

• полузабытое, но живое

2021 2021 2021 * * * Подтверди пароль, подведи к ручью переулочному- дворами- прочь за бараки пригорода, вничью... Сколько…

• (no subject)

* * * Лето – под дых, зима ли, радуй – чего не знали, нравься – что затевали знаками и делами, страхами и вещами – больше, чем обещали, жизни…

* * * …из реки вилами сколько ни вылови день ушёл по воду: вы ли нам – поровну, или лукавите об ином отдыхе, острова в памяти, стремена в облаке…