Всего 83. фото
Это - третья - заключительная часть обзора выставки "Греческое золото. Сокровища эллинов и варваров". Здесь мы последовательно продолжим осмотр экспонатов в основном камерном пространстве "Кабинета председателя". Затем вернемся к началу и выставки и ознакомимся с шикарной коллекцией золотых монет и кратером Амфиарая, что является жемчужиной коллекции Исторического музея.
Это четвертая главная витрина выставки. Здесь размещены, просто, шикарные археологические находки.
Однако, продолжим...
02.
03.
04.
05.
Фибула с цветными вставками и сканным орнаментом. II -1-я половина I вв. до н.э. Кубанская область, Екатеринодарский отдел,Северский курган. Золото. Фибула - застежка для одежды.
06.
Пряжка поясная с изображением сражающихся варваров. II в. до н.э. Керчь (?). Покупка В.И. Сизова. Железо, золото.
07.
Фибула с изображением грифона. I-II вв. Кубанская область, Екатеринодарский отдел, Северский курган. Золото.
08.
Перстни со вставками. Конец II - I вв. до н.э. Волгоградская область, Николаевский район, курганный могильник «Майеровский III», женское погребение. Раскопки Н.Б. Скворцова, 2002 г. Золото, гагат, аметист
09.
Плоская скоба или ручка сосуда с чеканным растительным орнаментом. Кубанская область, Екатеринодарский отдел, Северский курган. Золото.
10.
Перстни со вставками. Конец II - I вв. до н.э. Волгоградская область, Николаевский район, курганный могильник «Майеровский III», женское погребение. Раскопки Н.Б. Скворцова, 2002 г. Золото, гагат, аметист
11.
Подвеска с каплевидными вставками. I-II вв. Кубанская область, станица Казанская, курган 24. Раскопки Н.И. Веселовского 1901 года Золото, камни.
12.
Бляхи с рельефным изображением грифонов. II - первая половина I вв. до н.э. Кубанская область, Екатеринодарский отдел, Северский курган. Золото.
13.
Зеркало. Конец II- I вв. до н.э. Волгоградская область, Николаевский район, курганный могильник «Майеровский III», женское погребение. Раскопки Н.Б. Скворцова, 2002 г. Золото, бронза.
14.
Подвески в виде трубочек Конец II - I вв. до н.э. Волгоградская область, Николаевский район, курганный могильник «Майеровский III», женское погребение. Раскопки Н.Б. Скворцова, 2002 г. Золото.
15.
11. Серьги треугольной формы с каплевидными вставками I - II вв. Юг. России. Коллекция П.О. Бурачкова. Золото, бирюза, гранат.
12. Серьги с бусиной в центре и подвесками. Конец II - I вв. до н.э. Волгоградская область, Николаевский район, курганный могильник «Майеровский III», женское погребение. Раскопки Н.Б. Скворцова, 2002 г. Золото, сердолик, эмаль голубого цвета.
16.
16.
13. Фибула-брошь с изображением Афины I - II вв. Кубанская обл., станица Усть-Лабинская, раскопки Н.И. Веселовского, 1902 г. Золото, сердолик.
14. Фибула-брошь с изображением Дианы с луком I - II вв. Юг России. Собрание П.О. Бурачкова. Золото-сердолик.
15. Фибула овальной формы со сканным орнаментом и вставками. II - I вв. до н.э. Кубанская область, пос. Неймановский, раскопки Веселовского 1900 г. Золото, стекло.
17.
17.
1,3, 7, 8. Кубанская область, Екатеринодарский отдел, Северский курган.
2. Керчь(?). Покупка В.И. Сизова.
4; 5; 9-10, 12- Волгоградская область, Николаевский район, курганный могильник «Майеровский III», женское погребение. Раскопки Н.Б. Скворцова, 2002 г.
6. Кубанская область, станица Казанская, курган 24. Раскопки Н.И. Веселовского 1901 года.
11,14- Юг России. Собрание П.О. Бурачкова.
13. Кубанская обл., станица Усть-Лабинская, раскопки Н.И. Веселовского, 1902 г.
Здесь - в центре четвертой экспозиционной витрины - концентрированно веет магией золота. Я попробовал передать это чувство фотографией, но, очевидно, нужно это принять "вживую")
18.
19.
Оправа ритона с рельефным изображением грифонов. II - первая половина I вв. до н.э. Кубанская область, Екатеринодарский отдел, Северский курган. Золото.
20.
Чаша с зооморфной ручкой. Под краем греческая надпись: «Ксебанону / Тартулас делал золото 48. I в. до н.э. Донская обл., Усть-Медведицкий район, станица Мигулинская. Собрание А.С. Уварова. Золото.
21.
Спиралевидные браслеты и гривна. Конец II - I вв. до н.э. Волгоградская область, Николаевский район, курганный могильник «Майеровский III», женское погребение. Раскопки Н.Б. Скворцова, 2002 г. Золото.
22.
23.
Переходим ко второй заключительной группе золотых ритуальных украшений этой витрины.
24.
Украшения погребального головного убора, состоящие из пластин с тисненными изображениями львов и крылатых грифонов, терзающих оленя, пластины - метопиды с растительным орнаментом и лент-венчиков с амфоровидными подвесками. IV в. до н.э. Золото.
25.
Ожерелье VI - V вв. до н.э. Золото, паста.
26.
Ожерелье из трубочек – пронизей. IV вв. до н.э. Золото.
27.
4. Перстни. IV в. до н.э. Золото.
5. Трубочка-пронизь (?). V в. до н.э. Золото.
28.
28.
6. Щиток от височного кольца со скульптурным изображением головы льва в центре. Вторая половина VI в. до н.э. Золото.
7. Браслет с окончаниями в виде львиных голов. Вторая половина VI в. до н.э. Золото.
8. Височное кольцо со скульптурным изображением головы льва в центре и загнутой вперед дужкой с изображением головы барана. Вторая половина VI в. до н.э. Золото.
29.
29.
8. Височное кольцо со скульптурным изображением головы льва в центре и загнутой вперед дужкой с изображением головы барана. Вторая половина VI в. до н.э. Золото.
30.
9. Спиралевидная серьга. V- III вв. до н.э. Золото.
10. Серьга конусовидной формы. Первая половина V в. до н.э. Золото.
31.
31.
11. Украшения парадного пояса - бляхи с изображением скифа, держащего ритон и скипетр-секиру. IV в. до н.э. Золото.
32.
33.
1, 3; 4; 11- Полтавская губерния, Раменский уезд, село Аксютинцы, курган 5. Раскопки С.А. Мазараки, 1905 г.
2. Киевская губерния, Каневский уезд, Яблоновка, курган 2. Раскопки Д.Я. Самоквасова, 1876 г.
5, 10. Полтавская губерния, Раменский уезд, село Аксютинцы, урочище «Стайкин верх» курган 3. Раскопки Д.Я. Самоквасова, 1889 г.
6 - 8. Киевская губерния, Каневский уезд, село Емчиха, курган. Покупка у И.Г. Бажанова.
9. Юг России. Собрание П.О. Бурачкова.
34.
34.
35.
Сейчас мы переходим к центральной части пространства выставки...
36.
Жемчужиной экспозиции является стеклянный канфар в золотой оправе. II - первая половина I вв. до н.э. Краснодарский край. Северский курган. Раскопки казаков 1881 г. Стекло, золото, сердолик, гранат.
37.
Его можно очень долго рассматривать, это просто шедевр древних античных мастеров...
38.
39.
40.
Диадема погребальная. I-II вв. н.э. Керчь. Собрание Е.Р. Запорожского. Золото, сердолик.
41.
Погребальный венок. Последняя четверть II - начало I вв. до н.э. Краснодарский край, пос. Сенной. Некрополь Кеп, курган 17 (18). Раскопки Н.П. Сорокиной, 1978 г. Золото, серебро.
42.
43.
Тарелка с изображением «прорастающей девы» Rankenfrau. Конец IV - III вв. до н.э. Краснодарский край, ст. Мариинская Серебро, позолота.
44.
Этот образ так или иначе мог иметь отношение к дионисийскому культу, широко распространенному в Северном Причерноморье.
45.
46.
47.
Сейчас мы находимся в небольшом зале "приемной" "Кабинета председателя"...
48.
Все оформлено со вкусом. Медийный экран непрерывно прокручивает ролик о выставке, экспонатах, местах раскопок, интервью с организаторами выставки. Играет фоновая музыка в тему - в общем все как надо)
49.
50.
Центральное место занимает так называемый кратер Амфиарая. Как сюжет, так и судьба самого артефакта очень интресны. Давайте подрбно его рассмотрим, насколько это возможно.
51.
Кратер с изображением сцены отъезда Амфиарая. Коринф. Около 560 г. до н.э. Италия. Некрополь Черветери. Глина. До 1945 г. Старый музей, Берлин.
52.
53.
Представленная на кратере сцена показывает Амфиарая в момент отъезда. В полном вооружении, уже ступив на колесницу, разгневанный, он обнажил свой меч и обернулся к Эрифиле. Она стоит в группе провожающих, но подальше от него, с огромным ожерельем в правой руке. Мальчик, стоящий перед группой, подняв руки к отъезжающему отцу, — их сын Алкмеон. Ему Амфиарай завещал отомстить за свою гибель. Алкмеон убьет Эрифилу, но и сам будет убит, опять же из-за ожерелья Гармонии, однако это случится в будущем (Apollod. III. 7. 2). А сейчас колесница готова выступить в поход, хотя на пути ее сидит старец, и он явно, как и Амфиарай , предвидит печальный конец этой истории.
54.
55.54.
Роспись кратера обращает на себя внимание не столько своим сюжетом и «полной» версией его изображения, сколько необыкновенной насыщенностью, наполненностью деталями. Помимо атрибутов, характеризующих персонажи: доспехи воина-Амфиарая, подчеркнуто большое ожерелье, полученное Эрифилой, - для полной ясности имена основных персонажей подписаны краской. Но особый интерес вызывают многочисленные фигурки животных, показанные в разных сочетаниях при персонажах сцены.
Они изображены здесь явно не случайно, особенно если судить по фигуре зайца, поза которого и поворот головы абсолютно повторяют позу Амфиарая : он тоже передними лапами ступает на колесницу и тоже оборачивается на провожающих. Есть здесь и ящерица29, еж — у ног Амфиарая , сова, сидящая на голове лошади и изображенная белой краской, как и скорпион, показанный на колонне здания. Есть змея и птица, летящая навстречу процессии от старца с посохом, сидящего на ее пути. Они не только дают характеристику персонажам, но также рассказывают и дополняют сюжет.
56.
Они изображены здесь явно не случайно, особенно если судить по фигуре зайца, поза которого и поворот головы абсолютно повторяют позу Амфиарая : он тоже передними лапами ступает на колесницу и тоже оборачивается на провожающих. Есть здесь и ящерица29, еж — у ног Амфиарая , сова, сидящая на голове лошади и изображенная белой краской, как и скорпион, показанный на колонне здания. Есть змея и птица, летящая навстречу процессии от старца с посохом, сидящего на ее пути. Они не только дают характеристику персонажам, но также рассказывают и дополняют сюжет.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
Бусы. I в. н.э. Кубанская обл.; станица Казанская, курган 6. Раскопки Н.И. Веселовского, 1901 г. Золото.
63.
3. Драхма. Фивы. 525 - 48о гг. до н.э. Серебро.
4. Статер. Фивы. 480-460 гг. до н.э. Серебро.
5. Драхма. Фивы. 480 - 460 гг. до н.э. Серебро.
6. Гемидрахма. Фивы. 480-460 гг. до н.э. Серебро.
7. Статер. Фивы. 395-387 гг. до н.э. Серебро.
64.
64.
Сейчас мы переходим к коллекции античных монет.
65.
Особенностью экспозиции является графические плакаты с конкретными монетами и, соответственно, под ними расположены сами артефакты. Я подумал, что лучше будет ничего не "городить" в фоторяде от себя и дать информацию так, как она представлена на витринах. Это очень удобно, как мне показалось.
Древнейшие монеты в Средиземноморье чеканились из электра - природного или искусственного сплава золота и серебра. Они появились в третьей четверти VII в. до н. э. в Лидии и очень быстро получили распространение в греческих городах Малой Азии, которые очень скоро стали выпускать свои монеты. В Греции необходимость в собственных деньгах была вызвана активным развитием торговли и формированием новой системы социально-политических отношений в архаическую эпоху. Прежние формы денег, слитки бронзы, золота или серебра в этих условиях оказались неудобными - товарно-денежные отношения требовали более простого принципа обмена. Монеты, которые можно было принимать на счет, не тратя времени на взвешивание и установление пробы металла, подходили для этого лучше всего. Изображение на монете служило государственной гарантией того, что вес и качество металла соответствовали установленным нормам. При создании монетного типа часто использовались личные или государственные эмблемы, символы почитаемых божеств или изображения сами х богов. Таким образом, монеты представляли собой более прогрессивную, по сравнению с прежними, форму денег, сохранив в себе главные качества - пробу металла и соответствие определенному весовому стандарту, установленному в разных областях античного мира. В ходе развития монетного обращения именно весовые нормы легли в основу системы номиналов.
66.
67.
На выставке представлены электровые монеты городов Кизикйп и Митилены VI-V вв. до н. э. - они наглядно демонстрируют традиции монетного дела греческих полисов архаического периода! монетные кружки неправильной формы и имеют значительную толщину, что указывает на их связь с использовавшимися прежде в качестве денег небольшими слитками драгоценных металлов; оборотная сторона занята вдавленным квадратом - оттиском металлических стержней, использовавшихся при чеканке. Основу системы номиналов электровых монет составлял статер, который последовательно делился на шесть частей - вплоть до 1/96. На выставке демонстрируются наиболее распространенные номиналы-статер и гекты.
В середине VI в. до н. э. в Лидии, в годы правления царя Креза, в результате монетной реформы начали выпускать монеты из золота и серебра. С этого времени серебро становится основным металлом для чеканки монет в античных государствах, что связано как с широкой распространенностью этого металла, так и удобством его технологической обработки при выпуске набора номиналов. Соотношение стоимости золота и серебра в VI-V вв. до н. э. составляло 1:13. Поэтому золотые или электровые монеты в это время чеканились не всеми полисами. В основном деньги высокой металлической стоимости выпускались для проведения крупных торговых сделок или выплат купцами, занимавшимися морской торговлей.
68.
69.
70.
71.
В конце VI-V в. до н. э. во всех более или менее крупных Средиземноморских государствах происходит активное развитие монетного дела и совершенствуются технологии монетного производства. Вдавленный квадрат на оборотных сторонах монетных кружков постепенно заменяется привычным изображением, которое часто композиционно связано с изображением лицевой стороны и несет сокращенное название города, где отчеканена монета. На выставке можно увидеть серебряные монеты беотийского города Фивы конца VI-V вв. до н. э. На их лицевой стороне неизменно присутствует изображение беотийского щита - «говорящей эмблемы» этой области; на оборотной стороне изображен кратер - сосуд для смешивания воды с вином, видимо, связанный с фиванским культом Амфиарая.
Основным номиналом серебряной чеканки в Греции являлась драхма, состоящая из шести оболов. Выпускались и более крупные производные драхмы - дидрахма (2 драхмы), тетрадрахма (4 драхмы) и даже декадрахма (драхм). На выставке представлены самый крупный - статер, драхма и гемидрахма (1/2 драхмы, 3 обола).
72.
73.
В IV в. до н. э., накануне походов Александра Великого, темпы международной торговли начинают стремительно расти. После покорения Персидской державы этот процесс достигает своего апогея, и объемы чеканки золотых монет с этого времени значительно увеличиваются. Эллинистические правители выпускали золотые монеты, несущие на себе их изображения и титулы. Создается множество монетных дворов, обозначения которых также становятся неотъемлемым элементом монетного типа.
Расширение международной торговли привело к тому, что монеты эллинистически, правителей распространились во всех землях, населенных греками и варварами. Многие варварские племена начали выпускать собственные монеты, часто подражая греческим образцам. Популярностью пользовались монеты Филиппа Македонского, Александра Великого и его наследников. В чеканке кельтских племен появились интересные подражания, в которых элементы первоначального типа сочетались со стилистикой, присущей местной культуре. Своеобразная трактовка исконного сюжета характеризует и так называемые кавказские подражания золотым монетам эллинистических царей.
74.
75.
Яркий пример золотой чеканки - монетное дело Боспора. Как и в большинстве остальных центров, выпуск золотых монет начался на Боспоре в течение IV в. до н.э. и был представлен статерами с изображением головы бородатого сатира на лицевой стороне и грифона с дротиком в клюве, идущего по ячменному колосу, - на оборотной. В III-II вв. до н. э. цари этого государства выпускали свои золотые монеты, ориентируясь на распространенные в Причерноморье статеры Лисимаха, одного из наследников Александра Великого.
76.
77.
78.
79.
В древнем Риме основой денежного обращения являлся серебряный денарий. Как и в греческих городах, золотые монеты - ауреусы чеканились от случая к случаю. В I в. до н. э., на закате Республики, в связи с возросшей экономической активностью, вызванной внешними и внутренними войнами, ауреусы начинают чеканить все чаще. Систематический их выпуск начинается во времена Империи. Римские правители рассматривали монеты еще и как прекрасный способ государственной пропаганды - оборотная сторона их золотых монет часто занята изображением персонификаций различных божеств в сопровождении соответствующих лозунгов или сценами общественных действий, устроенных императорами. Лицевая сторона всегда украшена портретом императора с обозначением титула. После монетной реформы Константина Великого и утверждения христианских традиций новые символы появляются и на золотых монетах.
80.
81.
Карта - распространиение античных монет в греческих колониях и у кочевников...
82.
Ну, вот. мы и осмотрели со всей тщательностью и пристрастностью эту небольшую, но восхитительную выставку "Греческое золото. Сокровища эллинов и варваров". Этим объемным матералом, состоящим из трех частей я хотел показать, что выставка определенно стоит того, чтобы ее посетить. Экспонаты интресные и впечатляющие. Конечно, здесь нет артефактов уровня скифской царской пекторали, но выставка хорошо показывает, что античный мир был широко распространен к северу и наши сегодняшние земли точно также являются частью Большой Истории, как всего атичного мира. Хочется поблагодарить авторский коллектив ГИМ, кто дал мне, в частности, возможность и удовольствие, прикоснуться к миру золота, его сокровищам и тайнам Истории.
83.
Источники:
Материалы выставки "Греческое золото. Сокровища эллинов и варваров". ГИМ. 2016.
Савостина Е.А. У истоков фигуративного языка греческой вазописи. Пояснительная система знаков-символов. Античный мир и археология. Вып. 15. Саратов, 2011. С. 31–54.
© Vladimir d’Ar
Первая часть
Вторая часть