Евгения Изварина (evizvarina) wrote,
Евгения Изварина
evizvarina

Categories:

Керамика Гогена

Оригинал взят у np_morozova в Керамика Гогена

"Автопортрет-кувшин" 1889г

Я читала, что Гоген занимался керамикой одно время и сделал несколько интересных вещей. Обычно приводят этот кувшин, иногда подписывают, что это кружка. Читала, что он хотел зарабатывать керамикой, потому что думал, что утилитарные вещи легче продать, чем картины. Но не тут-то было--его керамика тоже не продавалась. Потому что Гоген был художник настоящий, а не конъюктурщик, вкусы публики не совпадали с его вкусами

.Статья про его керамику   на сайте "Русская майолика"  http://www.russian-mayolica.ru/page/paul-gauguin-ceramics/ :

"...Мы хотим остановиться на его керамике.
И хотя ее нельзя отделять от живописных работ Гогена, однако, его керамика в силу своей трехмерности, несет в себе протест Гогена еще более выразительно, чем его живопись.
Гоген считал современную цивилизацию болезнью общества, отрицал ее блага и во всю силу своего бунтарского темперамента боролся с миссионерскими влияниями в Полинезии, куда он переехал в 1891 году и где создал более 80 живописных полотен. Возвращение Гогена в Париж в августе 1893 году прошло не совсем так, как он рассчитывал: без фанфар, без возбужденных поклонников и без высоких продаж его картин. Несмотря на интерес к его работе, успех все еще ускользает от него. Его жена прекращает все связи с ним.

Бретонская ваза, созданная Гогеном в мастерской Эрнста Шапле.

В этот период он знакомится с величайшим керамистом своего времени Эрнестом Шапле, благодаря которому обучается глазурованию и который предоставляет Гогену свои печи для обжига керамики на улице Бломе в Монпарнасе.

"Овири--таитянская богиня смерти! 1894г.

Гоген предполагает, что его керамические работы будут пользоваться большим спросом, чем его живопись, но этому не суждено, увы, сбыться. Второй причиной его обращения к керамике стало знакомство еще в детстве с доколумбовой керамикой инков, которая произвела на него неизгладимое впечатление. Именно в этот период он создает свой лучший керамический шедевр — «Овири».

Табакерка "Автопортрет"

Гоген был не одинок в своем керамическом творчестве. К концу XIX века произошло заметное перемешивание классического искусства с элементами ремесла. Но до подлинного демократизма во Франции XIX века было еще далеко. Поэтому в июне 1895 года Гоген отправляется на Таити, чтобы никогда больше не вернуться оттуда.

Ваза с изображением таитянских богов Хины и Тефатоу, 1894-1895гг.

Интересен момент социальной идентификации Гогена в среде аборигенов. В таитянском обществе социальное положение очень четко зависит от гендерной принадлежности и рода занятий. Гоген же не относился ни к мужчине-охотнику, ни к женщине-домохозяйке. Он социально занимал золотую середину между ними.

Это неоднозначное чувство гендерной идентичности реализовалось через бунтарский дух Гогена в его работе «Овири». Овири — таитянская богиня смерти — кровожадная и жестокая. В керамической скульптуре Гогена Овири попирает ногой убитую ею волчицу, а руками душит волчонка. Красная глазурь у левой ноги богини — кровь гибнущего волчонка и его матери. Гоген ассоциирует себя с Овири, на ее дикость и жестокость он проецирует свою чудовищность и разрушительную созидательность.

Могила Гогена с Овири у изголовья

Ее отвратительный облик, скрученный силуэт, гипертрофированно-большая голова являются как бы антитезой европейского искусства, его гармонии и «благодати». Овири стала по сути материальной реализацией протеста Гогена против европейского образа жизни, религии, культуры. Гоген просил на его могиле установить скульптуру Овири, что и было сделано в 1979 году.

"Ева" 1890г.

Вся керамика Гогена является протестной, отражающей душевные муки Гогена-художника и Гогена-человека. В автопортретных работах его лицо перекошено страданием. Предполагается, что автопортрет-кувшин стал результатом увиденной Гогеном в Париже казни на гильотине.

Луиза Шуффенекер

"Керамика  передает ощущение огня, и потому вылепленная фигура словно корчится в адском пламени. Я думаю, что благодаря  этому фигура становится более экспрессивной".
П. Гоген.

Гоген не использовал в своих керамических изысканиях гончарный круг,  его керамика была вылеплена руками и имела скульптурно-примитивный вид. Гоген-керамист, как и Гоген-живописец положил начало примитивизму в скульптуре, а Пабло Пикассо во многом продолжил керамические идеи Гогена. Тяга художника к примитивизму возникла как протест против ограничения свободы, накладываемого на человека европейским обществом, против восторга белого человека от своих «побед» над аборигенами. Воспеваемое им варварство туземцев, Гоген противопоставлял искоренению таитянской культуры колонизаторами.

Обычаи аборигенов явились для него открытием, направляющим к утраченной подлинности, которую он воспринимал как всеобщую, способную объединить все народы мира и приобщить их к великому искусству Запада, от Леонардо и Ван Эйка до Сезанна и Ван Гога."


Автопортрет


Tags: керамика, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments